Содержание

До релиза добралась Clair Obscur: Expedition 33 от французской студии Sandfall Interactive и за издательством Kepler Interactive и сразу же попала в Xbox Game Pass. Такое уникальное «предложение» я пропускать не собирался, поэтому сразу же закинул игру на предустановку и дождался выхода. Игра была у меня на примете — не зря! Она с первых минут попала мне в сердце и задела за живое. Пора рассказать о том, каким получилось такое необычное путешествие.
Падший мир

67 лет назад в мире Clair Obscur: Expedition 33 произошёл разлом, который отделил город Люмьер от всего остального мира. Неподалёку появился загадочный монолит, на котором великанша Художница ежегодно рисует цифры — все, кто достигают указанного возраста рассыпаются в прах и лепестки цветов. Эта ситуация может привести к полному уничтожения человечества, поэтому жители города организовывают экспедиции ради изучения острова Художницы и предотвращения аннигиляции людей.
Густав — искусный инженер, разработавший многие используемые в народе технологии, один из членов экспедиции «33», который отправляется в этот опасный путь, дабы попытаться предотвратить очередную катастрофу. С его истории и начинается прохождение игры. В дальнейшем в команду добавятся и другие персонажи, каждый из которых привнесёт что-то своё. Герои заметно отличаются своими характерами, органично смотрятся в кадре и оживляют происходящее на экране.

Я специально обхожу любые упоминания событий вне вступительной информации, чтобы позволить насладиться действием. Любая даже мимолётная отсылка способна испортить один из многих приятных фрагментов. А восхищаться здесь есть чем. Неудивительно, что уже сейчас в активной стадии разработки находится фильм по мотивам игры. Это будет нечто грандиозное, по крайней мере, я на это надеюсь.
История с первых минут цепляет чувственностью и попадает в сердце через переживания героев. Помогает этому всё: продуманный и проработанный сценарий, качественная постановка и умопомрачительное музыкальное сопровождение. В лучших традициях французской культуры игра запускает спектр эмоций и выворачивает душу наизнанку. На моей памяти не могу вспомнить ни одного примера, чтобы пролог так быстро и точно попадал в геймера, заставил его прослезиться без длительной эмоциональной привязки к уже прошедшему приключению.
Позднее сюжет не уступает вступлению и удерживает накал, постепенно раскрывая особенности мира. Этому помогают не только кат-сцены, но и журналы предыдущих экспедиций. А внимательным игрокам будет достаточно осмотреть места битв, чтобы сделать кое-какие выводы о причинах смерти членов команды из предыдущих вылазок.
Вариативный JRPG?

Игра относится к жанру RPG, но с обилием элементов из JRPG. Как это выглядит? Всё просто… Герои «сталкиваются» в глобальном мире с врагами, переносятся в отдельную зону для боя и сражаются друг с другом в пошаговом режиме. Активируем навыки, атаки, предметы — всё типично и понятно для фанатов японских игр. За одним исключением — в обыденных противостояниях присутствуют механики стычек реального времени.
Для нанесения повышенного урона и защиты от атак противника необходимо вовремя нажимать кнопки. Проходим простенькое однокнопочное QTE при использовании любого навыка, применяем уклонение, парирование и прыжок для ухода от вражеского удара, используем пистолет (или схожий «дальнобой»), чтобы нанести критический урон по слабому месту оппонента, и иногда активируем контратаку. Все эти элементы многоразовые. Как герои повторно усиливают удары и продолжают действие способности так и враги частенько запускают комбинации приёмов. Набор последних ограничен, поэтому со временем геймеры легко запомнят анимации и смогут заранее подготовиться к действиям оппонента.

Каждое умение персонажа отмечено определённой стихией: огонь, лёд, молния, земля, свет. «Элементы» можно комбинировать для усиления атаки, как и совмещать различные действия героев.
Например, можно «повесить» метку на оппонента для увеличения по нему урона и последующей атакой за другого персонажа моментально снести добрую тысячу единиц здоровья. Это не только звучит интересно, но и выглядит также. Красочно и потрясно. Безоговорочно!
Добавляем сюда прокачку оружия и его разновидности, открытие новых умений за очки опыта, дополнительные «моды» для усиления способностей героев, отличительные черты боссов и получаем очень разнообразную игру с обилием возможностей.

Единственная проблема такой системы, как и элементов JRPG в целом, — при точечном изучении навыков опытные игроки способны с лёгкостью создать непобедимый отряд, который в любой стычке будет побеждать за короткий набор шагов. Возможно, в этом и есть главная цель такого геймплея, всё-таки надо постараться, чтобы подобрать лучшую комбинацию способностей и героев, однако некоторым геймерам такой процесс может не подойти и со временем покажется надоедливым.
При внимательном исследовании локаций Clair Obscur: Expedition 33 удастся пройти за три десятка часов (а то и больше), и лишь самые быстрые игроки смогут пробежаться по сюжету на треть быстрее. Лично я не особо люблю JRPG (как раз из-за особенности повторения боёв), однако даже мне такой геймплей показался занятным и увлекательным. А упоминать фанатов жанра или новичков, которые ещё не испробовали сотню игр и не нашли для себя подходящую, вовсе не стоит. Им такой геймплей покажется занимательным.
Увы, Unreal Engine 5

Какие бы изящные и великолепные локации не позволял делать Unreal Engine 5, оптимизация такого громадного движка для небольших студий может стать непосильной ношей. Игра выглядит потрясающе по части дизайна персонажей, уровней, окружения, анимаций и эффектов. Но всю эту красоту в натуральном виде познает небольшое количество игроков.
Особенно заметны визуальные проблемы в кат-сценах с жёстким ограничением частоты кадров, рассинхронизацией речи и ртов и обилием «шумов» и «мыла» на изображении. Тут моя благоверная RTX 3060 уже не спасает. Да, видеокарта смогла удерживать более 30 кадров в секунду при включённых опциях DLAA или DLSS в «Качестве», частенько поднимала значения выше «60», но без стабильности и с падением FPS.
На мой опыт и впечатления это значительно не повлияло, так как другие аспекты игры перекрыли все недостатки, однако такой важный нюанс стоит внимания и доработки студии. А что делать игрокам с более слабыми игровыми системами? Страдать на средних настройках? Печальный факт.
Clair Obscur: Expedition 33 — очень эмоциональная игра, которая точно поборется в этом году за звание лучшей. Я бы пока не спешил и к таким заявлениям относился с опаской, однако в неё точно стоит поиграть хотя бы ради сюжета, который преисполнен переживаниями и чувствами героев. Она поражает концепцией устройства мира и сеттингом мрачного фэнтези — настолько удивительной и живой оказалась эта вселенная. Возможно кому-то и может надоесть геймплей, но лично для меня он показался глотком свежего воздуха в жанре JRPG.
Плюсы:
- Атмосфера и визуальный стиль;
- Чувственный сюжет, проникающий в самое сердце;
- Геймплейные новшества в жанре;
- Умопомрачительный музыка.
Минусы:
- UE5 с недостатком оптимизации.
Итоговый балл: 9.0 из 10
Вердикт: Один из лучших проектов года с уникальным видением жанра JRPG и его значимой переработкой. Завидую тем, кто впервые увидит всё приключение с самого начала.
Источник