Содержание
После череды спорных релизов, таких как Hellblade 2 и Starfield, Microsoft Game Studios, похоже, выпустила настоящую жемчужину. Это подтверждают как высокие оценки критиков, так и восторженные отклики игроков. Не будем откладывать в долгий ящик: Indiana Jones and the Great Circle стала игрой, мягко говоря, не для широкой аудитории. Мощные реакции объясняются тем, что они, вероятно, исходят от фанатов фильмов — просто никто другой не приобрел этот тайтл. О проблемах мистера Джонса и его отчаянной попытке создать приключенческую игру без экшена — в нашем обзоре.
Не произносите имя Генри
Наверняка, все уже успели увидеть введение Indiana Jones and the Great Circle. Игра сразу же погружает в ностальгию и пытается воссоздать первоначальные сцены из оригинального фильма, «В поисках утраченного ковчега». Этому эпизоду отведено всего десять минут, и это лишь состояние пьянства Индианы Джонса. Основное действие разворачивается через год после событий фильма, в 1936-м, и предлагает полностью новую историю.
Здесь можно выделить три группы игроков. Первые будут в полном восторге от идеи точно воспроизвести сцены культового фильма; вторые отметят заметные отличия в цветокоррекции и, как следствие, в атмосфере изображения, закатят глаза на попытки Троя Бейкера имитировать ворчание Харрисона Форда и удивятся количеству отсылок к кино в этой, смеем заметить, видеоигре. Третья группа пользователей просто не поймет эти отсылки, так как не смотрела фильмы.
Персонаж предательского проводника, сыгранный Альфредом Молиным, воспроизведён с такой же тщательностью, как и сам Индиана
Тем не менее, ценители великих произведений Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса и других мастеров продолжат ощущать себя комфортно. Сюжет The Great Circle развивается так же, как в кино: Индиана Джонс путешествует по миру, ища древние артефакты, перемещаясь из страны в страну вместе со своими друзьями, в то время как им мешают фашисты, нацисты, время от времени нечистые силы и обаятельный злодей.
Событие начинается с появления немногословного гиганта в колледже, где работает Джонс. После того как незнакомец разбивает археологу его лицензированное удостоверение, он похищает безделушку — мумию кошки, которую Индиана недавно обнаружил на раскопках. Придя в себя на следующее утро, выдающийся специалист в области историко-археологических наук начинает расследование, находит косвенные улики и отправляется в Ватикан в поисках своего противника.
Действительно ли следует туда лезть?
Безусловно, обнаруженный медальон идеально подойдет к двери подвала друга Индианы, ватиканского священника. Очевидно, вскоре Джонс проникнет в логово тайного Ордена, который действует за спиной Папы Римского уже на протяжении тысячи лет. Очевидно, тут замешаны фашисты, нацисты, неприятный наемный археолог, Муссолини и даже сам Адольф Гитлер. Основным мотивом героя в этом деле является стремление разгадать тайну Золотого Круга, за которой гонятся враги — ведь все священные места на планете расположены на идеальной окружности, а ключ к разгадке скрыт в разбросанных по миру статуях.
Если вступление игры представляет собой явный фансервис, то последующие события уже являются более утонченным повторением успешной формулы кинотрилогии. Главный герой — Индиана, вокруг него лишь второстепенные персонажи, и никаких попыток перенести фокус на других героев. Антагонист — как и в фильме, продажный надменный археолог, который сотрудничает с нацистами. В роли напарницы — привлекательная и своевольная девушка. После каждого уничтожения фашиста Индиана произносит фразы в стиле ванлайнера («Добро пожаловать в Ватикан!», «Еще увидимся» и тому подобное), а увидев змею, сам начинает шипеть и выражать недовольство. Когда кто-то из персонажей приходит к очевидному выводу, что игрок и так понимает, раздается восхищенное «Да ты гений!» с подробным объяснением простого плана нацистов или чего-то в этом роде.
Так как Фосс подотчетен лично Гитлеру, он не стесняется использовать любые средства для достижения своих целей
С учетом тщательно воссозданных локаций из фильмов (гробница из начала, колледж Маршалла с лекционным залом и кабинетом Джонса), акцента на шляпе и кнуте, музыкальных темах, вольного подхода к истории (египтологи будут в шоке) и многого другого, Indiana Jones and the Great Circle создает те самые ощущения, которые вы испытывали при просмотре фильмов. Если вас не смущали все нелепости кинокартины, то и здесь они не помешают насладиться атмосферой увлекательного приключения.
«Ламповость» возникает благодаря тому, как разработчики относятся к исходному материалу. Это, как мне кажется, и объясняет такую народную любовь как игроков, так и критиков к игре, которая, в целом, не является выдающейся. Я не припомню столь тщательной игровой адаптации фильмов: в MachineGames сделали все возможное, чтобы сохранить как можно больше деталей. Идея лицензирования внешности Харрисона Форда и привлечения талантливого «Сергея Безрукова игровой индустрии» Троя Бейкера для подражания ему оказалась удачной: если не прислушиваться, иногда можно спутать актера с оригиналом.
Персонаж Индианы Джонса не всегда напоминает молодого Харрисона Форда, однако в рекламных роликах создатели действительно прилагали усилия
В целом, если вы поклонник «Индианы Джонса», то продолжать чтение нет смысла. Игра вам понравится со всеми своими недостатками, поскольку она является отличным дополнением к классической кинотрилогии. Однако если фильмы Спилберга вас не впечатляют, то перед покупкой стоит хорошенько подумать.
Перестаньте именовать это иммерсивным симулятором
Студия MachineGames, наиболее известная благодаря перезапуску Wolfenstein, осуществила рискованный и амбициозный эксперимент в рамках Indiana Jones and the Great Circle — сделала попытку создать приключенческую игру почти без элементов экшена. Мы не знаем, была ли эта концепция задумана изначально или на нее повлиял ограниченный бюджет, который ушел на лицензии и сжатые сроки разработки. Тем не менее, множество проблем очевидны даже при поверхностном анализе.
Исследование занимает значительную часть игрового процесса. Оно может происходить как в рамках линейного уровня, когда требуется найти ключ для запертой двери или артефакт для взаимодействия с древними механизмами, так и в виде добровольного изучения второстепенного контента на открытых локациях. Суть, однако, остается неизменной: часто решение головоломки скрыто где-то рядом, нужно лишь внимательно прочитать все записки и открыть каждый ящик.
Карта создана с наибольшей вовлеченностью
В связи с обширными локациями игра иногда ошибочно классифицируется как immersive sim. В действительности, подобно Deus Ex: Human Revolution, здесь существуют исследуемые районы городов, где можно отыскать сокровища, наткнуться на дополнительные квесты и заработать очки для улучшения персонажа. Кроме того, по улицам бродят фашисты, с которыми лучше избегать столкновений и действовать незаметно, чем вступать в открытый конфликт. Однако на этом сходства между играми заканчиваются.
У Индианы недостаточно возможностей для взаимодействия с окружающей средой, чтобы игра могла предложить большее. Элементарная акробатика, ограниченные функции хлыста, базовая маскировка и набор гаджетов, которые в духе метроидвании открывают доступ к ранее недоступным участкам — вот и весь арсенал, который предоставляет The Great Circle в этом аспекте.
Приобретя один из перков, герой сможет воспользоваться вторым шансом — для этого нужно в самый последний момент найти свою шляпу
Как шутер или экшен, игра провалилась. Частично это можно объяснить тем, что Индиана Джонс — персонаж приключенческого жанра, а не боевиков. Он не является выдающимся стрелком, поэтому в The Great Circle его прицеливание происходит очень медленно, а запасы патронов всегда ограничены. Археолог не против подраться в ближнем бою, но его легко одолевает толпа фашистов. Разве что хитрец воспользуется недальновидностью искусственного интеллекта.
Лишь ограниченность AI-оппонентов убивает всё то немногое удовольствие от стелса, которое могло бы быть. В интерпретации игры, Гитлер и Муссолини словно нанимали только слепых, глухих и просто недоразвитых людей. Они не замечают звука открывающихся огромных ворот, грохота подъёмных цепей и долго вглядываются в подозрительный силуэт с шляпой. В сочетании с ограниченными возможностями Инди, который не может без вспомогательных средств оглушать врагов и умеет лишь бросать различные предметы, чтобы отвлечь их, это делает игру одним из самых неинтересных стелс-экшенов года.
Стрельба неэффективна, однако противники не могут защититься от неё
В поисках различных предметов, таких как бутылки, швабры, скрипки, лопаты и другую утварь, приходится участвовать в драках. Нанести удар голыми руками можно одному или двум противникам, но лучше воспользоваться подручными средствами, что особенно ускоряет процесс. Смешные звуки из старых фильмов и качественная работа камеры от первого лица придают местным боям хоть и хаотичный, но атмосферный характер. Стрелять удается нечасто — предпочтительнее использовать револьвер или автомат как дубинку, что, к счастью, возможно в этой игре.
Что действительно портит удовольствие от боевой системы, так это механизм выносливости. Она расходуется абсолютно на всё: на прыжки, атаки, бег, подъем по хлысту, удары хлыстом и даже на перенос трупов, что требует затратить эту самую выносливость. При этом акробатические действия так организованы, что при лазании вы никогда не ощутите нехватки сил. Это полная противоположность тактике Shadow of the Colossus и последних игр из серии «Зельда», где механика скалолазания была более продуманной и сложной.
Обратите внимание на лицензированную попу
Одной из главных особенностей игры, вызвавшей разделение мнений среди игроков до выхода, является смена угла обзора камеры. Основную часть времени мы наблюдаем за окружающим миром глазами самого Индианы, однако в определенные моменты камера отстраняется и демонстрирует, как молодой «Харрисон Форд» подтягивается на бревне или взбирается на выступ.
Такой метод применяется не в первый раз и в основном связан с намерением создать шутер, но при этом представить лицензионных актеров. В первую очередь это касается Quantum of Solace по «Джеймсу Бонду» и The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher’s Bay, где главную роль исполнил Вин Дизель. Между прочим, последнюю игру в 2004 году выпустила студия, которая позже стала основой для нынешней MachineGames. Стоит отметить, что у этих игр, наряду с последними Deus Ex, есть оправдание: в них присутствует много стрельбы и возможность использовать укрытия.
Эффектные завершения в стиле современных Deus Ex были бы уместны
В Indiana Jones and the Great Circle стрельбы практически нет, и нет смысла изменять точку зрения. Это лишь нарушает погружение и негативно сказывается на восприятии единства игрового процесса, а перемещение персонажа от первого лица выполнено довольно хорошо. Разработчики проделали отличную работу над физическим телом и ногами, а также над ощущением взгляда, наклона головы и рук Индианы — он всегда тянется к важным предметам, демонстрируя, что собирается их взять.
В конечном итоге, у нас недостаточно игр о паркуре от первого лица. Разумеется, местные скалолазания и лазания по карнизам не могут сравниться с Mirror’s Edge, но хотя бы уровень Dark Messiah of Might and Magic можно было бы успешно пройти.
В общем, это все трюки с хлыстом, которые может исполнить Джонс
Кроме того, новая игра про Индиану Джонса значительно проигрывает Dark Messiah в плане взаимодействия с противниками. Несмотря на то что удары в обеих играх враги воспринимают примерно одинаково, использование хлыста Индианы представлено куда менее разнообразно, чем фирменный пинок. Игроку предоставляются лишь возможности бить фашистов по рукам, чтобы они теряли оружие, перепрыгивать через пропасти на хлысте и потянуть за рычаги.
Физика веревки в данном случае значительно проще, чем в Uncharted 4, которая вышла восемь лет назад. В той игре мы могли обвязывать лебедку вокруг дерева, наблюдать, как Дрейк аккуратно сматывает ее после использования, и эффектно кидать крюк, уже находясь на краю пропасти… В данном варианте же это всего лишь переносной канат, на котором можно только висеть.
Иногда предоставляют возможность насладиться красотой окружающих мест
Когда речь заходит о технологичности и экшен-составляющей, свежая игра оказывается в невыгодном положении по сравнению с классическими приключениями Нэйтана Дрейка. В Indiana Jones and the Great Circle действующих столкновений практически нет, а экшен-сцен еще меньше — единственное, на что ссылаются в трейлерах и упоминают обозреватели, это сцена с самолетами. Она не идет ни в какое сравнение с великолепной погоней на джипах, зато новые приключения Индианы Джонса полны QTE: чтобы просто открыть двери, игрокам нужно нажимать кнопки. Создается впечатление, что кинематографичность в играх ушла не туда.
Простой IQ-тест
Однако драться и лазать придется не так уж и часто. В первую очередь Indiana Jones and the Great Circle представляет собой квест. Игрокам необходимо находить путь к местам, где можно решать головоломки. При этом игра делает всё возможное, чтобы обеспечить максимальный комфорт, и даже для простых задач доступен режим, в котором Индиана озвучивает, что именно следует делать.
В основном вам предстоит искать пароли от закрытых ящиков (изучая окружающие записки) и правильно размещать статуи на монументах (пробуя все доступные рядом варианты), но также присутствуют и необычные механики. Например, весьма впечатляющей выглядит трехмерная головоломка с фресками, изображающими события из жизни членов тайного ордена. Тем не менее, вам нужно будет лишь перемещать фигуры и тянуть рычаги в такой последовательности, в которой практически невозможно ошибиться.
Для большинства загадок используется камера — Джонс расшифровывает древние надписи исключительно по фотографиям
Если этого недостаточно в контексте сюжета, игра предоставляет множество дополнительных развлечений. Вы можете искать бесконечные коллекционные предметы на открытых уровнях и даже участвовать в дополнительных заданиях. Кстати, они сделаны довольно качественно — в одно из таких заданий включена популярная сцена в исповедальной, где Индиана наносит удар по челюсти неудачливому фрицу, который оказался в затруднительном положении с тещей.
В игре присутствует элемент маскировки, который позволяет скрываться от обычных противников, но не защищает от внимательного взгляда офицеров. Однако не стоит переживать: офицеры тоже имеют проблемы с зрением, а в нужный момент Джонс может самостоятельно надеть нужный костюм, если, конечно, вы не забыли его взять по сюжету.
В облике борзого священника Индиана Джонс предстает весьма комично
Фильмы на выцветшей пленке
На первый взгляд, Indiana Jones and the Great Circle кажется неоднородной. На дорогом компьютере с трассировкой лучей игра будет выглядеть, вероятно, довольно впечатляюще. На Youtube, по крайней мере, изображение не вызывает разочарования. Я же играл на Xbox Series S — и там дела обстоят плохо. Главные проблемы связаны с низким качеством текстур.
Тем не менее, игра не снижает частоту кадров ниже 60 в секунду, и загрузки проходят удивительно быстро. Даже переход из главного меню происходит практически мгновенно — Инди только успевает подправить шляпу, а управление уже в наших руках. Аналогично реализовано и быстрое перемещение, стильно представленное через указатели на дороге.
Кроме того, даже на обычных экранах возможно играть с кинематографическими черными полосами
Вопросов к звуку возникает существенно меньше. Яркие удары и «крики Вильгельма» — именно это сопровождает любые драки. Создается впечатление, что библиотеки сэмплов от MachineGames были взяты напрямую из Lucasfilms, так знакомо звучат все эти звуки и эффекты.
Касательно музыки ситуация не столь благоприятна — известные мелодии имеются, но звучат они очень редко. Большую часть времени приходится проводить в тишине, наслаждаясь потрясающими ощущениями от катания по Ватикану или Гизе. Хорошо, что хотя бы удалось воссоздать их, пусть и не в полном масштабе.
Пирамиды, Сфинкс и скорпионы на месте, набор египетских штампов выполнен успешно
В завершение стоит упомянуть неприятную практику платного раннего доступа. На этот раз ситуация не отличается от предыдущих случаев — потратившие сто долларов на издание игроки смогли начать игру в пятницу, но получили неработающую версию без обновлений первого дня и столкнулись с проблемами освещения.
После этого вовсе не является обидным, что даже после полного релиза игра демонстрирует довольно скромные результаты в Steam — даже с учетом ее появления в Game Pass.
Зачем стоит играть:
- Восстановление атмосферы классических фильмов выполнено на высоком уровне
- Трой Бейкер почти воссоздал очарование Харрисона Форда
- Множество коллекционных предметов для поклонников этого жанра
Что ухудшает удовольствие:
- Медленный ритм и нехватка действий
- Совершенно неумный искусственный интеллект
- Упрощенный принудительный стелс
Результат
Indiana Jones and the Great Circle — это приключенческий проект, который больше сосредоточен на загадках, чем на экшен-сценах, и отличается характерной ухмылкой Харрисона Форда. Его главная ценность заключается в том, что это настоящая выставка франшизы «Индиана Джонс», выставленные экспонаты которой были собраны преданными фанатами. Кроме почитателей фильмов, игра будет интересна тем, кто любил искать сокровища в Uncharted — именно такой контент новинка предлагает на протяжении 10-20 часов. Может ли игра в 2024 году вызвать восторг аудитории, даже если она такова — главное, чтобы в ней отсутствовали микротранзакции, сервисные элементы и «повесточка»?