Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлинга

GameAdmin
7 views


Главная фича игровой графики.

За последние несколько лет все крупные производители графических процессоров внедрили новомодную технологию ИИ-масштабирования разрешения. Nvidia лидирует с DLSS, за ней следуют AMD с FSR, Intel с XeSS и даже Sony с PSSR на PS5 Pro. 

Сегодня можно констатировать: технология апскейлинга обошла нативную графику. Рассказываем, что такое ИИ-масштабирование, почему оно революционно и что это значит для будущих игровых релизов.

Что такое апскейлинг?

Масштабирование с помощью ИИ (оно же апскейлинг) – способ рендеринга кадров с разрешением ниже, чем исходное разрешение монитора. Система использует методы обработки изображений с помощью ИИ, чтобы подтянуть кадр до указанного разрешения. Проще говоря, ИИ апскейлит картинку из условного 1080p в 1440p или даже 4K, тратя на это значительно меньше ресурсов. Благодаря постоянно развивающемуся машинному обучению эти масштабированные изображения в некоторых случаях выглядят лучше нативного разрешения.

Несмотря на общую суть, у каждой технологии свои нюансы. Например, DLSS (Deep Learning Super Sampling) от Nvidia работает только с видеокартами GeForce RTX, в то время как FSR (FidelityFX Super Resolution) от AMD и XeSS (Xe Super Sampling) от Intel ориентированы на более широкое применение, не ограничиваясь только своими линейками устройств.

DLSS от Nvidia, как правило, считается лучшей в своем классе, особенно в сочетании с технологией генерации кадров (появилась в DLSS 3.5). Система анализирует два кадра, а затем использует ИИ для создания промежуточного кадра, что приводит к повышению fps и более плавной графике в играх, которые особенно чувствительны к мощностям процессоров. Затем в игру вступает Nvidia Reflex — помогает минимизировать задержку ввода, которая возникает при генерации кадров с нуля.

Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлингаСтарые версии апскейлеров критиковали за излишнее «мыльцо» в изображении.

Представим, что вы играете в Cyberpunk 2077 на максимальных настройках в нативном разрешении 4K с трассировкой лучей и путей. Тут даже GeForce RTX 4090 глохнет и не тянет приемлемый fps. Но с DLSS 3.5 и генерацией кадров производительность значительно повышается без существенной потери качества изображения. Лучше так, чем снижать качество лучей.

В то же время AMD имеет собственную технологию генерации кадров под названием Fluid Motion Frames. У апскейлера Intel XeSS 2 тоже доступен аналог Nvidia Reflex – Xe Low Latency (XeLL).

Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлингаСравнение производительности Stalker 2 с DLSS 3 и без него.

Почему апскейлинг революционная фича?

Каким бы мощным ни был графический процессор, рано или поздно он упрется в потолок. Выше головы железо не прыгнет без увеличения стоимости и энергопотребления.

Было время, когда Nvidia продвигала технологию SLI (Scalable Link Interface), с помощью которой объединялось несколько видеокарт для параллельной обработки данных и, соответственно, повышения производительности. Это было дорого и громоздко. Да и популярной она не стала. Как итог: компания сняла ее с производства.

Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлингаПомимо графики, росли и счета за электричество.

Но революция заключается не в этом. Сделать слабую видеокарту куда производительней – это круто, а сделать топовый графический процессор еще мощнее — круто вдвойне. Но настоящий прогресс заключается в том, что компании теперь создают устройства, которые способны на гораздо большее.

Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлинга

С запуском PlayStation 5 Pro появился новый апскейлер PSSR (PlayStation Spectral Super Resolution) – собственное решение на основе машинного обучения, которое значительно превосходит консольный FSR.

Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлинга

И если Sony продолжит сотрудничество с AMD для дальнейшего повышения производительности консоли, будущее графики игр может быть очень интересным. Возможно, PS6 при помощи условной PSSR 2 действительно потянет и 8K, и 4K в 120 fps, как это обещали, но не выполняли предки.

 Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлингаSony больше не пишет эти цифры на коробках от PS5.

Нативная графика устарела

У технологии апскейлинга есть заметный недостаток. И он заключается не в самой графике, а в том, что часть разработчиков теперь ленится качественно оптимизировать игры, используя ИИ как костыль для решения таких проблем. По мере того как апскейлинг становится более доступным и все больше студий осваивают его внедрение в игры, мы лишь сильнее ощутим, как плохо они станут работать в нативном разрешении.

Кроме того, Nvidia, AMD и Intel продолжают совершенствовать технологии, потому что хотят, чтобы разработчики отдавали предпочтение их эксклюзивным решениям. И, учитывая все преимущества апскейлинга, приверженцы нативного разрешения сталкиваются с двумя проблемами: потеря в производительности и сравнительное увеличение разрыва в производительности. Можно сказать, это естественный цикл развития видеокарт.

Несмотря на то, что решения Nvidia хороши, AMD остается значимым игроком по одной ключевой причине: хоть доля их видеокарт на рынке значительно ниже, чем у конкурента, но компания по-прежнему лидирует в сфере консолей. Их чипы — сердце PlayStation, Xbox и Steam Deck. И успехи AMD в ИИ-апскейлинге ускорит полноценный переход этих устройств на масштабируемую графику. Опыт, полученный при работе с PSSR, еще пригодится инженерам компании.

Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлингаВ Сайлент Хилле даже листья с деревьев подозрительные. Слева – эффект «гостинга», который исправили в обновлении DLSS.

Конечно, масштабирование с помощью ИИ не идеально. По-прежнему то тут, то там возникают артефакты и проблемы с производительностью. А качество последнего варьируется от студии к студии. Тем не менее по мере распространения технологии среди пользователей, нативная графика уходит в прошлое. К слову, Nvidia уже подтвердила, что более 80% владельцев GeForce RTX используют DLSS.

Как начать использовать апскейлинг

Сегодня самым популярным апскейлером является DLSS от Nvidia, доступный только на RTX-видеокартах. Можно присмотреться к RTX 4060 Ti как универсальному и относительно недорогому варианту с поддержкой DLSS 3.5. Либо дождаться выхода линейки RTX 50 – премьера основных карточек пройдет уже скоро. Если бюджет поджимает, то стоит присмотреться к Intel Arc B580 – не разорит, но покажет очень приличную производительность благодаря XeSS.

Сегодня в большинстве новых (и относительно старых) игр поддерживаются технологии апскейлинга. Просто зайдите в настройки графики любимой игры и поищите пункт с DLSS, FSR и XeSS. Опция также предлагает выбрать уровень качества, от которой будет зависеть в том числе и fps – «Производительность», «Баланс», «Качество».

Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлинга

В большинстве случаев благодаря апскейлингу игры работают с более высоким fps. Например, Microsoft Flight Simulator в нативном разрешении 4K демонстрирует около 65 fps, а с DLSS 3 и генерацией кадров – 122 fps. Это значительное повышение производительности с незначительными недостатками, которые можно даже не заметить.

Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлингаВ два раза лучше производительность. Смысл отказываться?

Масштабируя будущее

С графическими процессорами нового поколения апскейлинг станет еще лучше. Если в анонсированном ранее FSR 4 AMD пока пообещали стандартное улучшение «выше-больше-сильнее», то Nvidia пошла дальше. Линейка RTX 50 получат поддержку более продвинутой DLSS 4, в которую включена функция многокадровой генерации. Эта технология создает до трех искусственных кадров на один отрендеренный. За счет этого частота кадров в играх увеличится до восьми раз.

Как утверждает Nvidia, эффективность многокадровой генерации также достигается благодаря улучшенной оптимизации видеопамяти. Объем использования VRAM уменьшен на 30% по сравнению с DLSS 3. Возможно, это сгладит «узкое горлышко» в виде ограниченного объема видеопамяти у карточек.

Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлингаDLSS 4 демонстрирует заметный апгрейд технологии.

Трассировка лучей и трассировка путей появились в играх относительно недавно, и такие игры, как Cyberpunk 2077 и Alan Wake 2, вовсю используют эти фичи. Они выглядят впечатляюще красиво, но даже самые мощные графические процессоры не справляются с ними без масштабирования с помощью ИИ.

На презентации RTX 50 Nvidia не постеснялась показать, что в нативном разрешении RTX 5090 не потянет Cyberpunk 2077 на всех максималках – еле приблизилась к 30 fps. Зато какой буст в DLSS 4!

Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлинга

Компания дает понять – за апскейлингом будущее графических процессоров. В конечном итоге от развития апскейлеров DLSS, FSR, XeSS и PSSR выигрывает пользователь. Кто-то пересел на фичу по своему желанию, а кто-то от безысходности – причин использовать ИИ-масштабирование все больше.

Тем более как иначе стать обладателем игровой производительности RTX 4090 на видеокарте стоимостью в 550 долларов?

Фейковые или настоящие кадры? Будущее видеокарт за технологией апскейлинга

***

8 Гб видеопамяти в 2025 году – мало? Вот результаты тестов

Правда, что GeForce RTX 5070 равен RTX 4090? Не совсем

RTX 5090 быстрее RTX 4090 на 30%



Источник

Возможно вам понравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru